... на авиационную тему !
|
Советское
государство никогда не жалело денег на оборону. Средства, выделяемые на развитие военной авиации, были столь велики, что позволяли параллельно развивать системы вооружений сходного назначения. Так было, например, с самолетами ОКБ Мясищева и Туполева. Такое "разнообразие" систем очень полезно на этапе разработки опытных экземпляров, так как на конкурсной основе позволяет выбрать лучший образец, но при серийном производстве - "несколько" расточительно. Все, что относилось к советской военной авиации, имело гриф "секретно". Достаточно подробный обзор мировой сверхзвуковой авиации, который был дан, например, в известной книге Э.Цихоша "Сверхзвуковые самолеты" (1982), имел только некоторые фотографии советских сверхзвуковых самолетов лишенные не только каких либо описаний, но даже названий ОКБ. Фото МиГ-25 было снабжено скромной подписью: "Многоцелевой одноместный двухдвигательный истребитель". И это при том, что серьезные исследовательские работы в области сверхзвуковой авиации велись только в трех странах: СССР, США и Франции. Закат перестройки, вместе с полной победой демократии над здравым смыслом, принес и некоторые положительные изменения - в стране возродили авиационные парады, на которых представили военную авиацию во всей красе. ( Наверное, нужно было показать гражданам страны успехи экономического переустройства, коих обнаружить не удалось и тогда они были заменены масштабным зрелищем). Пытались возродить парады на Тушинском аэродроме. Летом 1989 года прошел грандиозный парад, на котором были показаны не только вертолеты и истребители, но и сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160, вариант дальнего бомбардировщика ВМ-Т для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске (с помощью этого самолета на место старта доставлялись части ракетоносителя "Энергия" и МКА "Буран"). Но в Тушино столкнулись с большими сложностями обеспечения безопасности при проведении полетов в черте города. Можно было только поражаться мастерству пилотов, выполняющих фигуры высшего пилотажа на истребителях на сверхмалых высотах и скоростях. Например, такой интересный элемент, как сопровождение вертолета двумя истребителями (и все это в квадрате 3*3 км). Вертолет при этом летит на максимальной скорости, а самолет - почти на посадочной. Кроме того, в Тушино нельзя было показать такие интересные стадии полета,как взлет и посадка - самолеты взлетали и садились с различных военных подмосковных аэродромов. В апреле 1992 года состоялся авиационный парад на военном аэродроме в Кубинке. Погода была достаточно скверная, низкая облачность и, отчасти, поэтому полеты проходили на очень малых высотах (Обычно готовят две программы демонстрационных полетов: для плохих и хороших погодных условий. Программа, рассчитанная на низкую облачность, более зрелищна, т.к. полеты происходят на меньших высотах, но исключаются некоторые фигуры высшего пилотажа.) В Кубинке можно было наблюдать взлет и посадку истребителей. На рулежках ародрома была представлена практически вся авиационная техника ВВС страны!!! Летом того же 1992 года в г. Жуковском на территории Летно-Исследовательского института им. Громова (ЛИИ) было проведено "Мосаэрошоу". Жуковский - это крупнейший авиационный центр. Здесь расположены Центральный Аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ); Летно-Исследовательский Институт имени Громова (ЛИИ); Экспериментальный Машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ) и другие. ЛИИ имеет крупнейшую в Европе ВПП. В 1993 г. принято решение о проведении в Жуковском раз в два года Международного Авиационно-Космического Салона (МАКС). Последний салон, четвертый по счету, состоялся в августе 1999. Общая тенденция проведения МАКС - снижение количества демонстраций военной техники - особенно тяжелой. ( Это наиболее характерно для последнего салона.) Программа показа включает в себя демонстрацию авиационной техники и систем вооружений на открытых площадках (раньше дети могли даже полазить по стоящим на демонстрационной площадке самолетом), оборудования и вооружений в ангарах и, наверное, самое интересное - полеты. Накопленный авиационный потенциал нашей страны столько велик, что до сих пор есть на что посмотреть, и не только специалистам. Тысячи людей собираются просто на потрясающее зрелище . Я хотел бы, не вдаваясь в технические подробности, рассказать о своих впечатлениях об увиденном на авиационных парадах. Постараюсь использовать собственные фотографии, а текст снабдить ссылками по соответсвующим темам на обширные ресурсы интернета. Итак: |
|
назад | 15.05.2000 |